Это рассказ в трех частях о поездке в Крым. В 2012 году он был еще «не наш», все ездили через материк, а мне пришла в голову мысль разведать дорогу через паром и Керчь. И когда Восточная Украина была не зоной боевых действий, а просто не очень интересным с точки зрения туризма промышленным регионом.
Началось все с банального «скоро Тараска, поеду или опять как всегда?».
Решил ехать, но сидеть на одном месте неделю никакого здоровья не
хватит, да и неинтересно. А что у нас рядом? Восточная Украина? Трубы,
поля, шахты и карьеры? Не, только не весной.
А еще? Ну не рядом, так хоть примерно? Море! Даже два моря! Решено — Крым! Хоть на три дня, но Крым!
Звонок Лехе в Брянск, ожидаемый ответ: «Я за любой кипиш…», поиск
машины и вот мы уже мчим по М-4 в сторону юга на белой Suzuki SX4. Полет
проходил штатно, мы по очереди рулили, навигатор навигировал, Адвокам
писал картинки с дороги. До Ростова (1100 км) добрались за 12 часов.
Хороший результат, учитывая, что скоростной режим мы практически не
нарушали.
Изначально решили ехать через паром на Керчь, так интересней. На
подъезде к Кущевской опять кого-то ловили, на посту ДПС осмотрели нашу
машину, естественно, ничего не нашли и мы поехали дальше. Трасса M-4 в
отличном состоянии, за исключением тотального ремонта на воронежской
объездной и нескольких узких мест в четырех или пяти населенках.
За Кущевской Леха вспомнил, что знает короткую дорогу и мы свернули с
М-4 на юго-запад. Дорога и правда есть, живописная и в объезд
Краснодара. Передали привет станице Брюховецкой, однако Демис и ЯкOFF
нас почему-то не встретили. Ну в следующий раз.
И вот, спустя полторы тысячи километров и 18 часов дороги — оно,
море! Ну и что, что Азовское. Очень даже офигенный всамделишний водоем.
Надежды оправдались, мы успели на последний паром. Перед нами было
пять эстонских мотоциклистов, два автобуса и пять или шесть легковушек.
Вставшие за нами еще три легковушки на паром влезли, остальные остались в
России до утра.
Сейчас поток через самую южную таможенную точку невелик. Однако летом
ехать тут я не советую. Говорят, в очереди стоят больше суток, учитывая
смехотворную пропускную способность — в это верится.
На всякий случай расскажу что и как делать. Как только подходит
очередь, вашу машину запускают в отстойник, а вам надо бежать с
документами за гринкартой (страховка на 15 суток — 480 рублей),
посадочным талоном на автомобиль и билетами на паром (882 рубля за
машину и по 160 за каждого человека). Проще, когда один сидит в машине и
продвигается к воротам, а второй бегает за документами. Как только все
куплено и оформлено, перед вами гостеприимно распахиваются ворота к
месту досмотра автотранспорта. В принципе, таможенники не зверствуют и
если нет откровенно запрещенных предметов, ограничиваются поверхностным
осмотром.
Следующий этап — сама переправа на пароме. Паром небольшой, у нас такие
через Волгу ходят. На борту выдается бумажка на украинском, которую надо
заполнить. Она рвется пополам, одна половинка остается на таможне, а
вторую надо все время носить с собой и отдать при выезде из страны.
Вроде как на больших таможенных пунктах эта бумажка уже на русском, да и
заполняют ее сами таможенники, но до портов Кавказ и Крым инновации
пока не добрались.
Дальше выгружаемся на украинский берег, проходим такую же процедуру
осмотра авто, проверку документов, отдаем заполненный листочек и
получаем от него половинку с печатью. Все, вы в Украине.
У нас этот процесс немного затянулся, т.к. машина не личная, а по
доверенности от организации и нужна либо нотариально заверенная
доверенность, либо путевка с командировочным листом. Ни того, ни другого
у меня не было, и пришлось часа два довольно мило общаться со скучающей
ночной таможней. Я был готов к этому разговору и убедил верещагиных,
что через пять дней я верну машину обратно в Россию.
Я не планировал, что мы переправимся через границу вечером и
рассчитывал спать в очереди на паром. Поэтому когда мы в два ночи
оказались в Керчи, встал вопрос: «Куда? Где ночевать?» Да фиг его знает,
поехали к крепости. Побегав вокруг нее с фонариками и выпив на радостях
оставшуюся бутылку коньяка, там прям под стенами и заснули. Надо
сказать, что это была единственная звездная ночь за всю поездку.
Вот и утро. Пожалуй, самое яркое впечатление от поездки (конечно, не
считая моря), это маковые поля. Маков там миллионы. А может и больше.
«Не видел Керчи — молчи!» На своем опыте проверил народную мудрость Сюда стоит ехать, очень интересный и не избалованный туристами портовый город.
Мы побыли в городе часа два, не выдержали и рванули к морю. Но на маленький рассказ я наберу материала.
В принципе, на восточной стороне Крыма смотреть особо нечего. Тут надо
отдыхать на море. Великолепный Казантип на Азовском и песчаные пляжи на
Черном.
А мы на Арабатскую косу. По пути смотрим Арабатскую крепость, но она откровенно не впечатляет.
А по самой косе идет вот такая тропинка. Где-то посередине косы она
пропадает и появляется уже с северной стороны. Изначально я хотел
проехать по всей косе и выехать уже на материке в Геническе, но
отсутствие в этой поездке полного привода внесло коррективы и мы просто
остались на косе на ночевку. Кстати, позже мне рассказали, что в прошлом
году эта коса проезжалась насквозь двумя мотоциклами.
Море!!! Я не видел тебя лет семь или восемь. А толком вообще никогда не видел.
В детстве нас водили из лагеря в Евпатории на набережную и было
великим счастьем, если позволяли помочить ноги. В более взрослом
возрасте я с ужасом наблюдал «тюленей» на сочинских пляжах и никаких
положительных эмоций море у меня не вызывало.
А тут я остался с морем один на один. За исключением спящего в
палатке Лехи и нескольких пасущихся в отдалении коров — никого вокруг.
Какой это оказывается кайф: раздеться, залезть в волны и просто
стоять там расставив руки! Смотреть, как вон тот бурунчик превращается в
волну, потом метров за двадцать от берега неожиданно пропадает и вдруг
появляется прямо перед тобой в виде гребня. Или угадывать силу волны.
Вот слабая, следующая сильней, еще сильней, вот самая сильная, следующая
на спад, следующая будет совсем слабой… И вдруг тебя сбивает с ног, а
очередная волна накрывает тебя с головой.
А ты сидишь в воде голой задницей и смеешься в голос. Море играет с
тобой. Правда, точно так же оно шебуршит песком, ракушками и камушками,
но ты то человек разумный и понимаешь — море именно играет и именно с
тобой. Ну, а с кем еще? Никого же вокруг больше нет :)